Нейроинтерфейсы в России: ключевые направления разработок - «Инфекционные заболевания» » Я «Доктор»

Добро пожаловать в наш новостной медицинский центр - Я «Доктор»

title
17
сен




Достижения российских ученых в подготовке нейротехнологического переворота с виртуальной реальностью





Пять лет назад на 30-е годы текущего столетия была спрогнозирована нейротехнологическая революция. Основной маркер изменившейся реальности – массовое использование нейроинтерфесйсов для связи человека с техносферой. Впереди больше половины пути к перевороту, но уже сейчас медицинское применение нейротехнологических достижений меняет жизнь тех, кто готов на эксперименты.





Нейроинтерфейсы и биоэлектронная медицина рассматриваются как приоритетные направления нейротехнологий. Из отчета Национальной технологической инициативой по наиболее значимым трендам в разработке и внедрении нейротехнологий следует, что достижения в этих областях в ближайшее десятилетие вполне способны изменить мир. Каждое из направлений развивает взаимодействие различных устройств с человеком: нейроинтерфейсы с головным мозгом, а биоэлектронная медицина с периферической нервной системой. Специалисты отраслевого союза «Нейронет» подсчитали, что мировой рынок биоэлектронной медицины и сопутствующих технологий к 2025 году достигнет 16,6 млрд долларов. В Neurotech Reports прогнозируют сопоставимый объем рынка нейротехнологических продуктов к 2024 году – 15,1 млрд долларов. Это в полтора раза больше, чем в этом году, отмечают исследователи.





Всего пять лет назад нейроинтерфейсы были «сырым рынком». Хотя результаты разработок уже тогда подтверждали реальные возможности новой технологии, не имеющей ничего общего с телекинезом или случайностью, вроде рефлекторных движений. Это увидели все, когда человек с парализованными нижними конечностями, ударом по мячу открыл Чемпионат мира по футболу в 2014 году. Он был в экзоскелете, управляемом мыслями. Нейроинтерфейс представляет собой устройство, преобразующее мозговые импульсы, мысли, в команду для внешнего устройства. Это может быть не только экзоскелет, но и компьютер, дрон, промышленный робот, бытовые системы.





Сейчас группа сквозных технологий в области нейротехнологий, дополненной и виртуальной реальности является базой для формирования рынка нейронет – принципиально более широкого спектра возможностей для взаимодействия человека с виртуальным миром. Нейротехнологии используют инженерные и электронные методы для понимания и контроля функций нервной системы, и различные инструменты для их усиления, изменения или улучшения, а также для восстановления функций мозга. В результате их применения, можно не только усилить активность нервной системы, но и расширить ее возможности. В том числе за счет объединения нейротехнологий и виртуальной и дополненной реальностей.





Технология виртуальной реальности переносит пользователя в имитированную визуальную окружающую среду, отделенную от реального мира. Для этого нужно надеть VR-очки. Технология дополненной реальности (augmented reality, AR) позволяет использовать информацию в режиме реального времени в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений, объединенную с объектами реального мира. Это происходит через heads-up display, очки или шлемы дополненной реальности, и другие возможные формы проецирования графики.





Самые большие ставки в области развития нейроинтерфесов сделаны на медицинское применение, с учетом влияния на качество жизни в долгосрочной перспективе. В соответствии с международным трендом, Центр компетенций НТИ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности, созданный на базе Дальневосточного Федерального университета, разрабатывает четыре проекта, которые будут объединены в общий продукт медицинской лаборатории по реабилитации.





Работа по проектам «Реабилитационный программно-аппаратный комплекс с применением VR&AR и интерфейсов с двухсторонней связью» и «Клиническое исследование метода реабилитации с использованием виртуальной реальности и технологий с двухсторонней связью» ведется параллельно. 



В рамках первого проекта идет разработка программно-аппаратного комплекса по подбору индивидуальной программы мониторинга и реабилитации двигательных и вестибулярных нарушений, в рамках второго – клиническая апробации метода реабилитации с использованием комплекса. Комплекс представляет собой интерактивные упражнения в виртуальной реальности в костюме с мио-электростимуляцией. Он оценивает, например, степень постинсультных поражений, и подтверждает эффективность применяемых технологий для дальнейшей реабилитации. Предполагается, что данный подход к реабилитации сократит время функционального восстановления и период пребывания в стационаре. После пересборки, необходимой для интеграции в общий продукт медицинского контура, в комплексе планируется увеличить число упражнений, доработать интерпретацию метаданных и разработать долгосрочную программу реабилитации.





Третий проект – «Тренажер с применением технологий виртуальной реальности и методология для направленной хронической стимуляции спинного мозга (SCS) в реабилитации пациентов, перенесших осложненную спинномозговую травму». Программы реабилитации, которые в него входят, представляют собой конструктор из нескольких видов упражнений для восстановления нейронных связей пациента. Сейчас в проекте три упражнения в виртуальной реальности со своим набором 3D-объектов – симуляция езды на велосипеде, перехода по лестнице и бега по дороге. Планируется, что каждое можно будет выполнять на трех уровнях: с подключенным нейроинтерфейсом, с мио-эклектро стимуляцией и базовый вариант без модулей. Градацию определяет степень поражения двигательных функций пациента. Работа с подключенным интерфейсом – для сильных нарушений, а вариант без модулей актуален для финального курса реабилитации.





Четвертый проект – «Формирование «цифрового портрета» нейродегенеративных заболеваний с использованием систем захвата движения и интерфейсов двухсторонней связи». Проект направлен на создание цифровой экосистемы (платформы) для пациентов с нейродегенеративными заболеваниями, цель которой – накопление информации о динамике изменения состояния пациента с момента постановки диагноза, моделирование и построение прогноза по развитию заболевания, формирование единого подхода к оказанию помощи пациентам на основе существующих международных стандартов и протоколов, создание четкой этапной маршрутизации пациентов на разных стадиях развития заболевания. В итоге у врачей, самих пациентов и их родственников, появляется полная картина будущих изменений, возможности для оптимизации состояний на основе существующих международных стандартов.





Обозначенные проекты на разных стадиях разработки, но уже демонстрирующие, какие возможные оптимизации и прогрессы мы увидим в ближайшем будущем. Комплексное использование нейротехнологий, виртуальной и дополненной реальности создает прочные предпосылки инновационного, эффективного лечения и профилактики заболеваний, связанных с нарушениями функций мозга, двигательного аппарата и иных заболеваний. Помимо медицины, у технологий виртуальной и дополненной реальности очевидные перспективы в других сферах - игровая индустрия, промышленность, образование, ритейл, проектирование и др. Neurotech Reports прогнозирует, что рынок виртуальной реальности в 2025 году достигнет 20,9 млрд долларов, а дополненной – 72,7 млрд долларов к 2024 году.



Достижения российских ученых в подготовке нейротехнологического переворота с виртуальной реальностью Пять лет назад на 30-е годы текущего столетия была спрогнозирована нейротехнологическая революция. Основной маркер изменившейся реальности – массовое использование нейроинтерфесйсов для связи человека с техносферой. Впереди больше половины пути к перевороту, но уже сейчас медицинское применение нейротехнологических достижений меняет жизнь тех, кто готов на эксперименты. Нейроинтерфейсы и биоэлектронная медицина рассматриваются как приоритетные направления нейротехнологий. Из отчета Национальной технологической инициативой по наиболее значимым трендам в разработке и внедрении нейротехнологий следует, что достижения в этих областях в ближайшее десятилетие вполне способны изменить мир. Каждое из направлений развивает взаимодействие различных устройств с человеком: нейроинтерфейсы с головным мозгом, а биоэлектронная медицина с периферической нервной системой. Специалисты отраслевого союза «Нейронет» подсчитали, что мировой рынок биоэлектронной медицины и сопутствующих технологий к 2025 году достигнет 16,6 млрд долларов. В Neurotech Reports прогнозируют сопоставимый объем рынка нейротехнологических продуктов к 2024 году – 15,1 млрд долларов. Это в полтора раза больше, чем в этом году, отмечают исследователи. Всего пять лет назад нейроинтерфейсы были «сырым рынком». Хотя результаты разработок уже тогда подтверждали реальные возможности новой технологии, не имеющей ничего общего с телекинезом или случайностью, вроде рефлекторных движений. Это увидели все, когда человек с парализованными нижними конечностями, ударом по мячу открыл Чемпионат мира по футболу в 2014 году. Он был в экзоскелете, управляемом мыслями. Нейроинтерфейс представляет собой устройство, преобразующее мозговые импульсы, мысли, в команду для внешнего устройства. Это может быть не только экзоскелет, но и компьютер, дрон, промышленный робот, бытовые системы. Сейчас группа сквозных технологий в области нейротехнологий, дополненной и виртуальной реальности является базой для формирования рынка нейронет – принципиально более широкого спектра возможностей для взаимодействия человека с виртуальным миром. Нейротехнологии используют инженерные и электронные методы для понимания и контроля функций нервной системы, и различные инструменты для их усиления, изменения или улучшения, а также для восстановления функций мозга. В результате их применения, можно не только усилить активность нервной системы, но и расширить ее возможности. В том числе за счет объединения нейротехнологий и виртуальной и дополненной реальностей. Технология виртуальной реальности переносит пользователя в имитированную визуальную окружающую среду, отделенную от реального мира. Для этого нужно надеть VR-очки. Технология дополненной реальности (augmented reality, AR) позволяет использовать информацию в режиме реального времени в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений, объединенную с объектами реального мира. Это происходит через heads-up display, очки или шлемы дополненной реальности, и другие возможные формы проецирования графики. Самые большие ставки в области развития нейроинтерфесов сделаны на медицинское применение, с учетом влияния на качество жизни в долгосрочной перспективе. В соответствии с международным трендом, Центр компетенций НТИ по нейротехнологиям, технологиям виртуальной и дополненной реальности, созданный на базе Дальневосточного Федерального университета, разрабатывает четыре проекта, которые будут объединены в общий продукт медицинской лаборатории по реабилитации. Работа по проектам «Реабилитационный программно-аппаратный комплекс с применением VR
Комментарии для сайта Cackle

Вы искали это

Новости Медицины.

Ваша реклама






      
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика